Новостная лента

Краснодарское региональное отделение

Единая Россия

Официальный сайт партии Единая Россия
Загружается, подождите...

Александр Ткачев

Ткачев А.Н. Член Бюро Высшего Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия»,
Секретарь Политического совета Краснодарского регионального отделения Партии,
глава администрации (губернатор) Краснодарского края

ЕР.ru

ФРАКЦИЯ ЕР В ГОСДУМЕ

ФРАКЦИЯ ЕР В ЗСК

Проекты

Урок физкультуры XXI века
Строительство ФОКов Кадровый Резерв Профессиональная команда страны
Урок физкультуры XXI века IT ПРОРЫВ

Прямая речь

Урок физкультуры XXI века Стратегия 2020: региональная проекция Программный документ «Единой России»
Политики и политологи комментируют ER.RU президентский законопроект о прямых выборах губернаторов

Политики и политологи комментируют ER.RU президентский законопроект о прямых выборах губернаторов

Президентский законопроект - изменение системы региональной власти

версия для печати

17.01.2012 16:31


Ожидается, что депутаты профильного комитета Госдумы РФ определят свое отношение к законопроекту о прямых выборах глав регионов к следующему заседанию Совета Думы 23 января

Президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник, 16 января, внес в Государственную Думу законопроект об изменении порядка наделения полномочиями глав регионов.

Предложенный формат выборов губернаторов, позволит сделать эту процедуру более демократичной, прозрачной и открытой для граждан. Такое мнение в комментарии ER.RU высказал вице-спикер Государственной Думы, секретарь Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов.

«Дмитрий Анатольевич предлагает механизм, в который вошел весь опыт последних лет. Инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя, такие как консультаций партий с президентом, а также возможность отзыва губернатора главой государства в связи с утратой доверия, нашли свое продолжение в новом законопроекте. Для того чтобы лишить губернатора полномочий есть перечень оснований, что говорит о серьезной демократизации процедуры», - отметил Неверов.

По его словам, серьезно упрощается порядок выдвижения кандидатов на пост главы региона для партий: «После принятия соответствующих поправок в законодательство партиям не придется заниматься сбором подписей для выдвижения своего кандидата. Эта обязанность сохраниться только для самовыдвиженцев».

Еще одной нормой, которая, по мнению Неверова, будет способствовать открытости политической системы и расширению взаимодействия между властью регионов и жителями, станет возможность отзыва губернатора по инициативе граждан:«Глава региона, безусловно, будет с большей ответственностью и вниманием относиться к своим обязанностям, к решению проблем людей, их предложениям, понимая, что от них зависит, сколько времени он сможет работать на своем посту. Мы также надеемся, что жители будут более активно участвовать в политической и экономической жизни региона, взаимодействовать с властью. Ведь как только нормы закона вступят в силу, именно люди будут решать, кому руководить тем или иным субъектом Федерации, эффективные ли решения принимает региональная власть».

«Шаги по демократизации, совершенствованию политической системы, озвученные президентом в послании Федеральному собранию, планомерно реализуются, - отметил Неверов, - главным трендом этих преобразований является расширение возможностей для деятельности партий, участию граждан в политической жизни страны. Инициативы Президента дают стимул к продолжению конструктивного диалога власти и общества, созданию более конкурентных и прозрачных условий взаимодействия».

Мнение избирателей станет важнейшим критерием успешности политики, проводимой руководством субъекта федерации, сказал руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме, руководитель ЦИК Партии Андрей Воробьев, комментируя ER.RU законопроект о выборах губернаторов:

«Главное в предложенном президентом законопроекте - прямые выборы губернаторов. Он позволяет установить политическую ответственность глав субъектов за результаты их работы. Мнение избирателей станет важнейшим критерием успешности проводимой руководством субъекта федерации политики. Хорошо работаешь, общаешься с людьми, видят они изменения к лучшему – значит, и поддержка будет. Если нет – пеняй на себя.

Конечно, такая серьезная инициатива предполагает широкое обсуждение и в регионах, и на федеральных площадках. Вопрос чрезвычайно важный, и «неучтенных нюансов» здесь быть не должно.

Президентский законопроект подготовлен в логике послания и представлен на месяц раньше планировавшегося срока. Мы постараемся этот темп сохранить. Есть ясность: принят он будет уже в весеннюю сессию. Очевидно: общество «созрело» до предложенного решения, оно его ждет.

В целом, инициатива президента станет стимулом к дальнейшему росту политической конкуренции. В этом ряду сегодняшний законопроект не первый, да и не последний – политическая модернизация будет продолжаться».

Этот законопроект – еще один шаг к развитию демократических институтов в России, заявил на брифинге председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. В проекте закона, с одной стороны, повышаются требования к губернаторам и основания для их отзыва. С другой стороны, вводятся ограничения при отзыве, защищая глав регионов от произвольных действий.

Плигин отметил, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесен в Государственную Думу «в рамках развития положений, которые были высказаны президентом в послании Федеральному Собранию, и предметно затрагивает правила создания института глав субъектов Российской Федерации».

«Некоторое время назад мы очень последовательно обсуждали систему, которая подразумевала переход к системе избрания глав субъектов Российской Федерации законодательными и представительными органами субъектов Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации. В свою очередь, предложения президента Российской Федерации делалось на основании предложения политических партий, которые выигрывали на выборах в субъектах Федерации», - напомнил Плигин и добавил, что эта «процедура была и есть сложная, интересная, демократичная».

Переход к ней был обусловлен в свое время «целым рядом трагичных обстоятельств, которые происходили в России, а также тем, что часто имели место нарушения в использовании права в организации выборов губернаторов», отметил он. «Это было связано с жестким влиянием, в том числе, финансовых групп. Поэтому была необходимость систематизации российского государственного аппарата», - сказал Плигин.

Он заявил, что сегодня многие цели, поставленные в свое время, решены, «поэтому в экспертном сообществе, в политических кругах обсуждался вопрос перехода к прямым выборам глав субъектов Российской Федерации». «Эта идея и реализуется проектом, который внесен президентом Российской Федерации, - сказал Плигин. – Процедура, несомненно, способствует развитию демократических институтов в Российской Федерации».

Он подчеркнул возрастание роли политических партий, обусловленное законопроектом. Согласно ему, кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. «При этом выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом РФ, который будет определять этот порядок», - добавил Плигин и обратил внимание на то, что в настоящее время в Госдуме в стадии работы находятся и другие инициативы президента.

«Эти инициативы касаются собственно возможности регистрации политических партий в РФ, уменьшения числа подписей, необходимых для выдвижения кандидатов. Таким образом, данный законопроект комплексно продолжает систему демократических предложений, сделанных президентом в Послании», - заявил Плигин.

Речь идет обо всех политических партиях, зарегистрированных в РФ, а не только о парламентских партиях, добавил глава комитета. «Это повышает роль политических партий, одновременно стимулирует активных представителей общества к участию в политическом процессе – они получают возможность оказывать существенное влияние на формирование института кандидатов на должность высшего лица субъекта РФ», - сказал Плигин.

Он обратил внимание, что процесс сбора подписей за кандидатов будет координировать сам субъект. «Количество и порядок подписей определяются субъектом Российской Федерации. В законопроекте, в том числе, очень часто идет отсылка к законам субъекта, таким образом, повышается роль субъектов в решении ряда значимых вопросов организации деятельности самого субъекта», - отметил председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству.

Плигин сообщил, что законопроектом «сохраняется возможность лишения губернаторов полномочий в случае утраты доверия президента РФ». «С моей точки зрения, это очень важное обстоятельство. Президент – гарант Конституции, и в любом федеративном государстве очень важно, чтобы существовали одновременно правила, которые обеспечивают защиту интересов государства как целого. Но законопроектом вводятся дополнительные правила: вводится основание утраты доверия президента РФ. Оснований два: выявление в отношении губернатора фактов коррупции или неурегулирования конфликта интересов как правонарушений», - заявил Плигин.

Он особо подчеркнул постоянно проводимую «корреляцию с законодательством о противодействии коррупции», в котором и установлено понятие не урегулированного конфликта интересов, даются определения, связанные с правонарушениями в сфере коррупции.

В то же время, список оснований, предложенный законопроектом, носит закрытый характер, сообщил Плигин, и будет проходить обсуждение в Государственной Думе.

«Над ним необходимо думать, его нужно дополнительно анализировать. С моей точки зрения, необходимо расширение возможностей президента по реагированию на те вещи, на которые должны реагировать высшие органы власти. Но это не есть автоматическое ограничение демократических процедур», - заявил Плигин.

Также он обратил внимание, что законопроект устанавливает право и процедуры отзыва губернатора не ранее, чем через год после его вступления в должность. Одновременно там прописаны и ограничивающие основания.

«Это нарушение высшим должностным лицом законодательства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен судом. И неоднократное без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом своих обязанностей, также установленное судом. Очень взвешенные основания: с одной стороны, повышаются требования, появляются возможности отзыва. Но этот институт не может быть использован в рамках произвольной борьбы, он должен базироваться на понятных, предметных основаниях, связанных с нарушением законодательства и, при этом, с установлением этих фактов судом. На мой взгляд, взвешенный институт: создает возможности отзыва и защищает от произвольных действий», - заявил Плигин.

Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству рассказал, что после рассмотрения Госдумой законопроект о выборах губернаторов должен вступить в силу со дня его официального опубликования. При этом уже действующие губернаторы будут работать до окончания срока полномочий. «Таким образом, сохраняется стабильность института», - отметил Плигин.

Также он рассказал, что законопроект пока не поступил в комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, но поступит на днях. Депутаты профильного комитета определят «к нему свое отношение к следующему заседанию Совета Думы 23 января».

Плигин подчеркнул также, что законопроект отнесен к числу приоритетных, и будет рассмотрен в течение весенней сессии Госдумы. Однако, учитывая, что формат работы палаты парламента, возможно, будет изменен в феврале в преддверии президентских выборов, то, скорее всего, в действие законопроект вступит уже после 4 марта.

К губернаторам будут предъявляться самые жесткие требования, и этот наиважнейший принцип является отражением сегодняшней государственной политики в России,  заявила ER.RU глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Она напомнила, что ранее при прямых выборах глав регионов главная проблема заключалась в отсутствии рычагов влияния на губернаторов со стороны общества и президента.

«Фактически регионы становились заложниками некомпетентности, неэффективности, а иногда и прямых злоупотреблений со стороны руководителей субъектов РФ в период их полномочий, - сказала депутат. - Сегодня предлагается принципиально иная схема. У общества и президента появляются механизмы постоянного контроля и оценки эффективности их деятельности, возможность привлечения к ответственности в определенных законом случаях. И как безусловное основание для освобождения от занимаемой должности – наличие фактов коррупции и конфликт интересов. То есть, к губернаторам буду предъявляться самые жесткие требования, и этот наиважнейший принцип является отражением сегодняшней государственной политики в России».

По мнению главы думского комитета, важно то, что теперь жесткие требования будут распространяться не только на муниципальных служащих, но и на высших должностных лиц региона. «Деятельность региональных властей должна находиться под постоянным контролем общества. Поэтому, важным считаю вопрос о возможности инициирования отзыва губернатора жителями региона», - заключила Яровая.

Ответом на потребность граждан в определении судьбы своего региона, назвал в комментарии ER.RU законопроект депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов. По его словам, президентская инициатива о выборности губернаторов – «одна из самых обсуждаемых и ярких в экспертном сообществе тем, касающихся реформ политической системы России».

Бурматов напомнил, что «на определенном этапе процедура представления кандидатуры губернатора президентом РФ в представительные и законодательные органы субъекта была абсолютно логичной, продиктованной задачами того времени».

«Объяснения очень простые: прекращение всевозможного сепаратизма на национальной, религиозной, территориальной, ресурсной почве. И приведение федерального законодательства в соответствие с региональным, купирование всевозможных региональных феодальных проявлений, когда губернаторы занимались шантажом федерального центра. Например, в таком формате: если меня не станет, начнется гражданская война», - заявил Бурматов и добавил, что «российская политическая система – вещь динамичная, развивающаяся, поэтому мы можем вернуться к прямым губернаторским выборам».

«В обществе есть сформировавшийся запрос на определение судьбы своего региона, - считает парламентарий. – При этом, важная оговорка: при наличии у федерального центра определенной системы предохранителей, которые могли бы гарантировать, что среди губернаторов не будет участников передачи «Аншлаг» или криминальных авторитетов, как это было некоторое время назад, а также товарищей, которые будут принимать местные конституции и шантажировать федеральную власть».

Бурматов напомнил, что инициатива о прямых выборах была озвучена еще премьер-министром, лидером партии «Единая Россия» Владимиром Путиным в ходе прямой линии в декабре 2011 года. «Именно Владимир Путин тогда сказал, что система должна иметь предохранительные элементы. Потом премьер-министра поддержал президент Медведев. В законопроекте эти вещи предусмотрены, таким образом, мы видим баланс запроса со стороны общества, с другой стороны – залог стабильности системы. Это базовые вещи для законопроекта», - заявил парламентарий.

Он рассказал, что внесенный президентом «законопроект, естественно, пройдет широкое общественное обсуждение на разных площадках, в том числе, в Интернете». «Граждане не просто имеют право, они должны знать, над чем мы работаем и что мы принимаем», - заявил Бурматов и добавил, что после обсуждения фракция партии «Единая Россия» в Госдуме, несомненно, поддержит законопроект.

Это очень значимая инициатива, которая способна изменить всю систему региональной власти в России, считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Однако, по словам эксперта, Госдума должна рассматривать этот документ в «спокойном режиме», так как ряд положений законопроекта «требует детализации».

«Это (переход к прямым выборам губернаторов – прим.ред.) - очень значимая инициатива, она в состоянии изменить всю систему российской региональной власти», - отметил Орлов в беседе с ER.RU. «Я полагаю, что Госдума должна его рассматривать в спокойном режиме. Это действительно назревшая мера, но не настолько, чтобы торопиться с принятием этого законопроекта», - считает политолог.
 
По его словам, целый ряд вопросов в этом законопроекте требует детализации. «Например, механизм консультаций президента с фракциями регионального парламента, и, в частности, вопрос о президентском фильтре, - уточнил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций. - Затем механизм отзыва губернатора по инициативе жителей, как это будет происходить? Механизм отрешения губернатора по недоверию – какие причины могут послужить основанием для такого отзыва? Какой механизм рассмотрения обвинений в адрес губернатора, скажем, обвинения в коррупции, будет применяться?».

«Этот законопроект своевременный, адекватный ситуации. Но в ходе обсуждения в Госдуме он еще претерпит изменения», - заключил Орлов.

 

Вернуться к списку новостей

Похожие новости